Дислексия – «проблема гениев»
Термин «дислексия» (от греческих слов «лексис» — речь, «дис» — приставка-отрицание) впервые ввёл в научный и медицинский оборот в 1889 году немецкий врач Рудольф Бэрлин применительно к мальчику, испытывавшему непонятные трудности с произношением звуков при чтении. При этом во всех остальных сферах деятельности ребёнок был прекрасно развит как физически, так и интеллектуально.
Определение заболевания, его типичные проявления
Дислексией называется заболевание, состоящее в стойком расстройстве именно навыков воспроизведения прочитанного. Развивается оно вследствие дефектов формирования (либо распада) функций психики и мозга, связанных с реализацией процесса чтения. Характерными чертами дислексии являются:
— стойкое повторение ошибок во время чтения, даже после осознания того факта, что это ошибки;
— смешивания и путания звуков, искажения слогов во время чтения;
— чтение по буквам с использованием аграмматизмов;
— затруднения с осмысленным отношением к прочитанному.
Данные нарушения проявляются следующим образом: ребёнок с трудом читает текст по буквам или слогам, не вполне вникает в смысл прочитанного текста, пытается угадать, какие буквы и слова следуют далее по тексту, пропускает или меняет местами буквы и слова. Дислексия сразу же проявляет себя, когда ребенок идет в школу, либо когда он начинает регулярно заниматься чтением.
Причины дислексии и её классификация
В числе причин, вызывающих дислексию, выделяют следующие: перинатальные повреждения головного мозга вследствие родовых травм и асфиксии при родах, врождённые пороки сердца; перенесённые «цепочкой» несколько инфекционных заболеваний; черепно-мозговые травмы.
Дислексия может быть фонематической (затруднения с фонемами и звуками), синематическая (когда нет понимания смысла предложений прочитанного текста), аграмматическая (неправильные окончания и согласования слов), амнестическая (нет соответствия букв и звуков), оптическая (неспособность визуально отличать схожие по виду буквы).
Последствия, которые ведёт за собой дислексия, очевидны – это социальные (усугубление школьной неуспеваемости) и психологические (развитие комплекса собственной неполноценности у ребёнка).
Диагностика и методы борьбы с дислексией
Диагностика дислексии предполагает, прежде всего, подробное логопедическое обследование с изучением анамнеза жизни и развития ребёнка, условий, в которых формировалась его речь, состояния его артикуляционного аппарата, анализ его устной и письменной речи.
Также могут быть назначены и дополнительные диагностические процедуры, такие как магнитно-резонансный вид томографии мозга и позитронно-эмиссионая томография с определением функциональной активности тканей мозга.
Нужно отметить, что дислексию нередко называют «болезнью гениев», так как ей страдали в детстве такие выдающиеся умы человечества, как Эйнштейн, да Винчи или Андерсен. Тем не менее, не подлежит сомнению и то, что дислексия нуждается в своевременной коррекции, успех которой возможен лишь при объединении усилий следующих специалистов: невролог (невропатолог), логопед и психотерапевт.
Комплексный подход при борьбе с дислексией предполагает работу над дефектами звукопроизношения, формирование устойчивых понятий о слоговом и звуком составе и наполнении каждого слова, усвоение и закрепление представлений о грамматических нормах языка.
Победить дислексию можно тем успешнее, чем раньше эти затруднения у ребёнка были выявлены и чем более регулярными и насыщенными будут его занятия с логопедом. В любом случае, преодолеть недостатки в чтении и произношении необходимо. Ведь от этого зависит весь будущий жизненный успех ребёнка: и уровень его самооценки, и возможность успешного обучения в школе и ВУЗе.