Эксперт: льготное лекарственное обеспечение – непосильная нагрузка на бюджеты субъектов
В рамках льготной номенклатуры лекарственных препаратов, предоставляемых пациентам бесплатно по льготным рецептам (Приложение 2 к распоряжению Правительства РФ №2724-р), имеются все возможности для реализации импортозамещения: до 80% используемых препаратов могут быть представлены лекарствами, производимыми на территории Российской Федерации, сообщила заместитель директора Департамента здравоохранения Приморского края, профессор Екатерина Елисеева в рамках круглого стола по реализации постановления Правительства РФ № 1289 во Владивостоке.
В региональном сегменте льготополучателей ситуация несколько сложнее. «Сейчас мы видим, что большинство производителей инсулинов локализуют свои производства на территории России. Что касается противоопухолевых средств, то в протоколах, стандартах и клинических рекомендациях широко представлены инновационные, дорогостоящие препараты, не имеющие терапевтической альтернативы или отечественных аналогов. В данном случае для повышения доступности лекарственной помощи необходимо задействовать все ресурсы, включая возможности программы ОНЛС, краевого бюджета, средств ФОМС и другие источники. Так, в Приморском крае с участием ведущих клиницистов и специалистов ТФОМС в свое время созданы несколько тысяч моделей комплексных медицинских услуг, позволивших оптимизировать лекарственное обеспечение пациентов, требующих дорогостоящего лечения, как на стационарном, так и на амбулаторном этапах. Эта работа должна продолжаться ввиду постоянного появления на рынке новых лекарственных средств, в том числе инновационных и дорогостоящих», – подчеркнула заместитель руководителя крайздрава Приморья.
Важнейшей частью работы медицинских учреждений является мотивация пациентов, оформивших инвалидность, на сохранение за собой права на льготное лекарственное обеспечение. «Около 60-70% граждан провели процедуру монетизации, соответственно, вывели указанную часть денежных средств из обращения, что не дает возможность системе работать по принципу «социальной солидарности». Сохранение права на получение лекарственных средств «в натуральном виде» дает возможность оптимизировать расходы на дорогостоящие препараты, в том числе и для больных, лечение которых превышает норматив финансовых затрат, установленный на 2015 год в размере 758 рублей», – рассказала представитель департамента.
Значительную часть обращений граждан, в том числе и в департамент здравоохранения, составляют требования предоставить тот или иной препарат под конкретным коммерческим названием. Наиболее часто такие обращения поступают от пациентов, перенесших трансплантацию. Закупка лекарственных препаратов проводится в соответствии с действующим законодательством, то есть по международному непатентованному наименованию (МНН). При этом пациенты зачастую получают при выписке рекомендации специалиста, в которых указана необходимость приема препарата под конкретным коммерческим наименованием, с императивным указанием, что данная терапия замене не подлежит и использование дженерика недопустимо.
«Между тем на сегодняшний день ни в территориальном управлении, ни в федеральном Росздравнадзоре нет ни одного официального извещения, подтверждающего, что при переводе с оригинального препарата на дженерик или при исходном приеме дженерика могут развиться серьезные неблагоприятные побочные реакции (НПР), а тем более – отторжение трансплантата», – резюмировала профессор Елисеева. Данное обстоятельство ставит под сомнение утверждение о безусловном преимуществе препарата одного производителя перед другим либо свидетельствует о наличии у эксперта конфликта интересов. В отсутствие официальных извещений о НПР нет оснований сомневаться в том, что препараты, имеющие идентичный МНН, выпускаемые производителями в одинаковой дозировке и форме выпуска, зарегистрированные и допущенные к обращению на территории РФ, обладают сходной терапевтической эффективностью и безопасностью.
Источник: pharmvestnik.ru