Готов ли ребёнок к школе
Написать собственное имя, вырезать ровную линию, решить простую задачу — что должен уметь ребенок, прежде, чем он может отправится в школу? Было бы неправильно полагаться на определенный список действий. Некоторые родители пытаются даже самостоятельно готовить ребенка к школе.
Здесь есть свои подводные камни: родители сами разрабатывают список требований и сами устанавливают время занятий. Например, в четверг вечером заниматься лепкой из пластилина. Эта обязательность контрпродуктивна, она может отбить у ребенка желание заниматься. Родители лишают своего ребенка радости познания.
Игра вместо подготовки
Родители должны совместно с ребенком развивать в игровой форме навыки, необходимые для школы. Например, учить считалки вместо чтения слогов, читать ему сказки вместо заучивания алфавита. В идеале инициатива будет исходить от самого ребенка: в какой-то момент ему захочется написать свое имя под им же нарисованной картинкой. Родители могут предложить добавить дату под рисунком. Таким образом, у ребенка появляется отношение к числам и понятие о дате.
Лучше всего развивают ребенка прогулки с ним в свободное время. На прогулке родители должны разговаривать с малышом, не отвечать однозначно на его вопросы, а говорить, как со взрослым, развернутыми и грамотными предложениями. В таком случае у него будет развиваться речь. Но важна не только поддержка матери и отца, многое зависит и от самого ребенка: он будет хорошо справляться в школе, если у него есть интерес к изучению нового, любопытство, если он в восторге от букв и цифр и любит мастерить.
При некоторых проблемах с речью ребенка должен обязательно осмотреть логопед. Если проблемы возрастные и при развитии ребенка решатся сами собой, то беспокоиться не стоит, в противном случае нужно, чтобы дефектолог позанимался с ребенком.
Подготовка к большой группе
Тем не менее, ситуация в школе совершенно отличается от домашней обстановки. Там нужно найти свое место в группе только с одним преподавателем и 20-25 детьми. Ребенок должен быть эмоционально стабилен, в противном случае это приведет к нервной перегрузке. Особенно много проблем возникает у младших детей. В начальной школе ребенок должен быть мотивирован и самостоятелен, например, самому найти решение, если у учителя нет времени. Он также должен быть настойчивым и уметь сосредоточиться на некоторое время. Конечно, никто не ожидает, что первоклассники могут все время сидеть тихо, поэтому учителя начальной школы часто делают перерывы во время занятий. Чтобы приучить ребенка к большой группе детей с одним взрослым, полезно записать его в дошкольном возрасте в спортивный клуб или кружок.
Это очень индивидуально – записать ребенка в школу пораньше или отложить посещение школы на год. Надо принять во внимание не только уровень его развития, но и состояние его здоровья: ослабленный частыми болезнями ребенок не справится со школьной нагрузкой и будет отставать в учебе. Это может снизить его самооценку. В любом случае родители могут попросить учителя помочь им в этом вопросе.
Большинство школ проводят предварительную подготовку детей к первому классу. Детей учат что-нибудь рассказывать, писать свое имя, решать несложные задачи и играют с ними в игры, определяя умение концентрироваться, внимание, послушание. Педагоги видят, какие проблемы могут возникнуть в дальнейшем у ребенка, и совместно с родителями решают вопрос о поступлении в первый класс.