Планирование ассортимента в розничной сети аптек
Аптечные розничные сети должны уметь формировать и планировать ассортимент товаров. И планирование это довольно сложное. Дело в том, что ассортимент аптек во многом сезонный.
На сегодняшний день ассортимент аптек формируется согласно двум моделям:
• Централизованной, когда ассортимент задается из центрального офиса. Согласно спущенной сверху директиве аптеки лекарства на склад.
• Децентрализованной, когда сами аптеки формируют ассортимент на основании потребностей покупателей. Для этого, нужно следить за динамикой продаж во всех точках аптечной сети. Ищите подробности на сайте http://www.wer.ru/.
У каждой модели имеются свои достоинства и недостатки. Централизованная модель позволяет минимизировать риски возникновения дефектуры по минимальным позициям ассортимента. В то же время, нельзя отрицать тот факт, что подобная модель нельзя назвать гибкой. То есть, риски того, что клиент начнет уходить в другую аптечную сеть. И наконец, подобная модель требует больших затрат на логистику.
Децентрализованная модель ускоряет реакцию на потребности людей и делает ее гибкой. Но взамен повышают риски дефектуры и переизбытка товара в аптеке. Но ни это самое опасное. Есть вероятность формирования неправильного ассортимента.
Какую же модель формирования ассортимента аптек выбрать? Прежде всего, нужно разобраться, какие требования к этой системе предъявляются. Эффективная система формирования ассортимента должна:
1. Формировать гибкий и актуальный ассортимент аптек с минимальными экономическими затратами.
2. Сокращать финансовые расходы и финансовые потери, связанные с формированием неправильного ассортимента. Исключать негативное воздействие человеческого фактора.
3. Делать ассортиментную политику управляемой.
4. Поддерживать лояльность клиентов за счет наличия необходимых товаров.
Для того, чтобы ассортимент аптек стал финансово эффективным, нужно внедряться ту систему, которая дает возможность руководителям аптечной сети контролировать основную часть ассортимента централизовано, а остальную часть отдать на усмотрения аптеки. То есть, основная прибыльная часть будет формироваться исключительно руководством.
Такая система существует и носит название — Метод каскадного двухфакторного ABC-XYX-анализа.
Если аптека единичная, то можно воспользоваться совмещенным двухфакторным ABC-XYZ анализом. Этот метод позволяет определить основное ядро ассортимента аптеки. Контроль за ассортиментом остается в руках руководства. Но этот метод не подходит для сетей.
Поскольку аптечная сеть состоит из разных аптек, каждая из которых направлена на определенную аудиторию, значит и ассортимент в них должен быть разным. Классические методы анализа ассортимента здесь бесполезны. Аптека Wer радует огромным ассортиментом выбора.
Результаты по ним не будут совпадать с действительным положением дел.Например, для аптек с большим потоком клиентов усредненный ассортимент будет явно слишком узким, а для аптек с малым потоком, расположенных в спальных районах, слишком широким.
Тут напрашивается очевидный шаг – разделение всех аптек в сети по категориям, для каждой из которых проводится анализ, на основании которого формируется ядро ассортимента. Оставшаяся часть ассортимента здесь возлагается на заведующих аптек, которые будут обеспечивать гибкость ассортимента.
Тут и пригождается двухфакторный ABC-XYZ-анализ, позволяющий определить ядро ассортимента для каждой категории аптек. При этом учитываются все запасы лекарственных средств отдельно взятой аптечной сети, объемы продаж и прибыль, полученную за определенное время.