Дейл Карнеги — гений прикладной психологии

watts_self-helpmessiahСегодня с уверенностью можно назвать американского психолога и педагога Дейла Карнеги гением практической психологии. Потому что его книги, написанные в тридцатых-сороковых годах прошлого века, выдержали испытание временем.

Они и сейчас издаются большими тиражами на всех основных языках мира, и люди продолжают, так сказать, «голосовать рублём», приобретая их. А для многих из нас они на самом деле стали не просто развлекательным чтением, а настоящей Библией, жизненным кодексом, помогающим добиваться успеха и в карьере, и в личной жизни. Что же содержится в них такого притягательного и необыкновенного?

В чём секрет?

В том-то и дело, что ничего. Просто «Дейл Джеймсович» смог невероятно талантливо, доходчиво, нескучно для читателя собрать воедино и изложить на бумаге все старые прописные истины о том, как построить свои отношения с окружающими людьми и миром вокруг тебя, чтобы реально начать радоваться жизни.

И, хотя многие примеры из той далёкой эпохи, которыми психолог иллюстрирует свои советы, вызывают улыбку, сами эти советы всё так же свежи и «готовы к применению», и, по всей вероятности, не утратят своей актуальности никогда. (Пока живо человеческое общество).

Небывалая слава свалилась на Дейла Карнеги уже в зрелом возрасте. Первая его знаменитая книга – «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» — вышла в 1936 году (автору 48 лет), вторая – «Как перестать беспокоиться и начать жить» — в 1948м (соответственно, 60лет).

Счастливым случаем стало то, что в 1933 году один из управляющих крупнейшего и по сей день в США книжного издательства «Саймон&Шустер» прослушал курс психологических тренингов Дейла Карнеги, посвящённых выработке ораторского мастерства, умению вести переговоры и влиять на людей в бизнес-сфере.

Потрясённый талантом психолога-самоучки и его умением превращать заумные и малопонятные выводы психологической науки в простые для применения советы для взрослых людей, издатель убедил его создать книгу, ориентированную не только на бизнесменов, а на гораздо больший круг читателей. Успех книги был просто ошеломляющим, превосходящим все ожидания.

Минимум теории – максимум практики

В этой книге нет заумных фраз и умозаключений; нет и пустого словоблудства. Только краткие, ёмкие, сдобренные небольшой дозой юмора и иллюстрациями из жизненных историй советы по психологии межличностных отношений. «Делай вот так… — и ты получишь вот такой… результат. Не веришь? А ты попробуй!»

Все выводы и советы Дейла Карнеги взяты из практики, а не из теории, сформулированы на основе жизненного опыта, а не привлечены из научных трудов по психологии. Автор ведёт с читателем доверительную беседу за чашкой чая, с позиции человека, много чего испытавшего в жизни и много каких людей повидавшего.

А повидал он действительно немало. Изначально бедный деревенский мальчишка из американской глубинки, он, подобно нашему Михаилу Ломоносову, настойчиво стремился к знаниям и занимался самообразованием. Но, так как нужно было ещё и что-то кушать, во что-то одеваться и оплачивать аренду жилья, Карнеги трудился на разных специальностях в сфере торговли, не теряя своей мечты стать учёным и зарабатывать на жизнь интеллектом.

Чувствуя особую тягу к психологии межличностных отношений и отметив у себя талант к ораторскому и дискуссионному мастерству, он, скопив 500 долларов, в 1912 году, в возрасте 24 лет, открыл своё дело – курсы тренингов по развитию ораторских умений для коммерсантов.

Путешествия с лекциями по стране, психолог накопил гигантский опыт, который и реализовал потом в своей знаменитой трилогии (третья книга, кроме названных – «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»).

Все эти книги не содержат никаких новых открытий в психологии, однако ставят давно известные вещи о межличностных отношениях на службу людям, содержат рецепты, как активизировать свой здравый смысл, стать оптимистом по жизни, уверенно преодолевать психологические стрессы и находить верный подход к любому человеку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *