Профессия: больничный клоун
О том, кто такие больничные клоуны и зачем они нужны, «МедНовости» побеседовали с Константином Седовым, художественным руководителем АНО «Больничные клоуны»
Работа клоуном
Удивительно, что, несмотря на достаточно долгое существование больничной клоунады, она мало изучена с научной точки зрения. Большинство исследователей изучали положительное влияние, которое клоуны оказывают на детей, однако никто из ученых не пытался понять, какие люди и по каким причинам становятся клоунами, что заставляет их участвовать в такой работе.
Наш опыт показывает, что для большинства наших актеров больничная клоунада – это еще один способ реализации своих творческих способностей, при этом дополненный получением не только актерского, но и социального удовлетворения от своей работы. Работая на сцене, актер получает славу, признание, аплодисменты. Работая клоуном, он видит моментальный положительный эффект от своего умения перевоплощаться, работать с публикой. При этом, если во время общения с клоуном ребенок демонстрирует не радость, смех и веселье, а просто отвергает общение с клоном – это тоже хорошо. Часто для ребенка в больнице выбор общаться или не общаться с клоуном – это единственный способ проявить собственное решение, а это тоже очень важно в создании комфортной атмосферы для личности.
Нос, грим и разминка
Каждый выход в больницу сопровождается определенным ритуалом. Сначала накладка грима и костюм. После того, как с образом все в порядке, клоуны, еще не надев носы, встают друг напротив друга, и делают парную разминку. Это позволяет поймать паре общий ритм и работать более сплоченно.
Например, есть упражнение «Зеркало», где один клоун отражение, а другой реальный человек перед зеркалом: движения его небыстрые, чтобы партнер успевал повторить. Разминка обычно состоит из различных дыхательных упражнений, разминки речи и растяжки.
Работа клоуна начинается с приемного отделения. Там всем детям очень страшно: страх неизвестности, незнакомые лица, болезненные процедуры – это формирует в душе маленького пациента чувство опасности и незащищенности. Значит, именно в этот момент ребенок должен получить первую помощь и поддержку. Когда ребенок встречает клоуна, который не делает больно, «лечит» нестрашно, рассказывает о том новом месте, куда попал ребенок, создает с ребенком игровое пространство, проще говоря, рождает игру. В результате возникает игровая ситуация, когда множество незнакомых друг другу людей оказываются из одного и того же города, области, идет перекличка городов, идет процесс адаптации ребенка к реальностям больницы.
Другая работа происходит в отделениях. Во-первых, очень часто дети лежат там подолгу и с каждой новой встречей необходимо придумывать новые способы увлечь и порадовать маленького пациента. Кроме этого, в палатах иногда лежат мамы и бабушки пациентов, им тоже нужно оказывать психологическую помощь, они тоже испытывают стресс.
О возможности войти в палату клоун спрашивает не только у врача, но и у родителей, и самого ребенка. Это не только помогает сделать появление в стерильных палатах нового человека (клоуна) безопасным, но и позволяет родителям и самому маленькому пациенту озвучить свое желание Ведь ни ребенка, ни его маму, с момента попадания в больницу, никто (за исключением, возможно, психолога) никогда не спросит, можно ли войти к нему в палату, сделать ему укол или поставить катетер.
«Надо жить ради живых»
Первым делом актерам и не актерам, нужно знать, что больница – это не сцена, что никакого удобоваримого пространства в ней построить нельзя. Цель больницы совершенно другая. Поэтому клоуну нужно быть готовым к импровизации и перекраиванию задуманного (и 10 раз уже переделанного) плана в 11-й и 12-й раз.
Часто дети, к которым приходит клоун, умирают. Как правило, к таким пациентам клоуны ходят в течение долгого времени и успевают сблизиться с детьми. Когда ребенок умирает, необходимо, чтобы у тех, кому он был близок, был кто-то, с кем можно пережить утрату. Для клоунов это их партнер и, безусловно, консультирующий психолог организации. Именно с партнером клоун может обсудить эмоциональные сложности, с которыми он сталкивается во время работы.
Больница – это не только победа над болезнями, это еще и боль, и потери. Эту боль сразу же хочется разделить с родителями, начинаешь вспоминать, что ты сделал, а что не успел. Но у нас есть правило «Не плакать, потому что это – горе родителей, а мы рядом лишь на время. Надо жить ради живых».
Я расскажу, как я первый раз увидел глаза неизлечимого ребенка. Ее звали Настя, ей было 6 лет. Мне позвонили и сказали, что она очень хотела сходить с папой в зоопарк посмотреть дельфинов, которых он давно ей обещал показать. Сводить их было некому, они не из Москвы, и надо помочь. Я нашел машину, и мы съездили в зоопарк. Она уже знала, что я тот самый Костя-клоун, который приходил к ней в отделение. Она была в маске, в дельфинарий была большая очередь, но мы прошли другим входом и сели на места. Потом с дельфинами можно было сфотографироваться, но она не захотела.
Спустя неделю она мне позвонила из вагона поезда и спросила, выполню ли я свое обещание сводить ее еще раз в зоопарк? И тогда я плакал, но я был не на работе и не в гриме, поэтому никому другому я не принес неудобств. Так получилось, что Насти не стало далеко от больницы, в Курске. И это был первый опыт прощания.
«Клоунада – это профессия»
В России самая крупная и известная профессиональная организация больничных клоунов – это АНО «Больничные клоуны», имеющая своих штатных клоунов-актеров в Москве, Питере, Орле, Рязани, Ростове на Дону, Казани. Для наших клоунов больничная клоунада не просто хобби или способ удовлетворения личных амбиций. Клоунада – это профессия. Наши больничные клоуны ежедневно совершают выходы в больницы и проводят там много часов с детьми, родителями, врачами. Для них это работа, труд.
Помочь развитию больничной клоунады в России может любой. Для этого необязательно менять свою жизнь, оставлять профессию и учиться в школе больничных клоунов, можно оказать и финансовую поддержку больничным клоунам.
Собранные таким образом деньги используются на реабилитационную и психологическую помощь детям, находящихся в стационарных отделениях больниц, хосписах, детских домах. О том, как помочь, подробно рассказано здесь .
Источник: medportal.ru