Всем ли доступна детская стоматология?
Детская стоматология – это одно из самых сложных направлений в стоматологии в целом. Тут и множество сложностей, связанных с правильным лечением зубов, и проблема объяснить маленькому человечку, за что его обрекают на такие муки.
Как подготовить ребенка к посещению стоматолога, написано и рассказано уже немало. Однако, практически нигде не упоминается, что есть еще более сложная группа – дети-инвалиды. И дело зачастую даже не в том, что они в чем-то ограничены, а в том, что в нашей стране крайне мало медицинских учреждений, где им были бы готовы оказать квалифицированную стоматологическую помощь. А детишек таких немало, причем их численность с годами все больше – виной тому стрессы, плохая экологическая обстановка и наследственность. По статистике на долю двухлетних малышей-инвалидов приходится в два раза больше таких же детишек в возрасте 14 лет. Это связано не только с вышеперечисленными причинами, но и с бытовыми травмами, а также осложнениями после различных заболеваний.
Для таких детишек (что уж говорить про взрослых) нет в большинстве случаев никаких специальных условий для оказания стоматологической помощи, несмотря на то, что к ним требуется персональный, грамотно продуманный подход. К тому же, детки-инвалиды больше других склонны к тревогам и стрессам, они чаще отвлекаются, могут непроизвольно сделать какое-нибудь движение. Кроме того, согласно статистике 63% таких детишек имеют психические отклонения, при это 42% из них не могут реагировать на окружающие события адекватно. После таких цифр становится очевидно, что этим нестандартным детям (они же не плохие, не проклятые, не изгои – у них просто сложная судьба) нужна квалифицированная помощь, в том числе и детского стоматолога. Представьте, если такой ребенок придет на прием к среднестатистическому врачу – будет тяжело и стоматологу, и пациенту.
Бесспорно, для подобных пациентов нужны врачи более глубокой квалификации, которые смогут оценить в полной мере необходимость того или иного вмешательства, а также предусмотреть возможные отклонения от намеченного курса. Необходима для такого лечения и специальная аппаратура, стоматологическое кресло. Сейчас подобные центры можно встретить лишь в нескольких крупных городах страны, счет которых не доходит и до десяти. В таких центрах проводится не только профилактическое лечение, но и операции, связанные с врожденными патологиями развития лица и челюсти.
Согласно исследованиями, проведенным в начале девяностых, примерно 95% детей-инвалидов нуждалось в профилактическом стоматологическом лечение. Ситуация осложнялась тем, что специальных центов, где бы оказывалась помощь таким пациентам, еще не было, а обычное лечение в сочетании с существующими заболеваниями редко давало положительный результат. Не проводились и профилактические меры, направленные на улучшение состояния полости рта у пациентов. До сих пор никакой полноценной статистики относительно детей-инвалидов не ведется. Это усложняет развитие медицинских центров для таких детишек, ведь чтобы оказывать им полноценную помощь, необходимо знать причины заболеваний, а не только статистические сводки, сколько детей-инвалидов проживает в том или ином регионе. К сожалению, пока мало кто готов понять и принять тот факт, что и о таких детишках нужно тщательно заботиться, они тоже хотят иметь здоровые зубы и красивую улыбку. Они же не виноваты в том, что когда-то в жизни им не повезло.
Что касается здоровых детишек, то в последнее все актуальнее становится дискуссия среди взрослых и детей о том, нужны ли в школах стоматологические кабинеты. Если обратиться к воспоминаниям тех, кто ходил в стоматологических кабинет во времена до перестройки, то у респондента скорей всего будут только положительные отзывы. В то время школьные стоматологические кабинеты оснащались по высшему классу, что позволяло следить за стоматологическим здоровьем школьников, проводить регулярные осмотры и специальные уроки, на которых стоматолог рассказывал о правильной гигиене полости рта, о том, как важно приходить на профилактические осмотры. У тех же, кто посещал школьного стоматолога в начале девяностых, воспоминания, как правило, не самые радужные. На тот момент большинство таких кабинетов в школах было закрыто, а в тех, что остались оснащение оставляло желать лучшего. Посему вызов к стоматологу был подобен смертельному приговору. По себе хорошо помню, что наш школьный врач умудрился загубить зубы практически всем детям, кто успели у нее побывать. Некоторые даже с травмами от нее уходили.
В современное же время потихоньку стоматологические кабинеты в школах стали возрождать, однако родители пока еще побаиваются отправлять туда своих чад. Помня прошлое, многие родители говорят о том, что с опаской относятся к таким медицинским процедурам, так как считают, что детям может быть оказана неквалифицированная медицинская помощь ввиду отсутствия хороших препаратов для анестезии и материалов для пломб. Врачи же говорят о том, что это не так, и в большинстве случаев в таких школьных кабинетах все препараты если не современнее тех, что предлагают в частных клиниках, то уж точно ничем их не хуже. Единственное отличие современных школьных стоматологических кабинетов от тех, что были в советское время – это совмещение платных и бесплатных услуг, при этом стоимость платных услуг в разы меньше, чем в частных стоматологических клиниках.
Согласно исследованиям, размещение в школах стоматологического кабинета и его посещение полностью себя оправдывает. В школах, где есть возможность посещать штатного стоматолога, ежегодный осмотр проходят 95% учащихся. При этом школьники, которые могли воспользоваться подобной услугой были в 30% процентах случаев здоровее, чем их одногодки, которые не могил постоянно посещать стоматолога. Более того, профилактические занятия тоже возымели верх – они более чем в 1,5 раза лучше ухаживали за зубами, на 25% реже обращались к стоматологу из-за проблем с кровоточивостью десен или плохим запахом изо рта7 И самое главное – дети, которые ежегодно проходили осмотр в школе, в 1,7 раз меньше испытывали потребность в лечении кариеса.
С оборудованием в школах стоматологических кабинетов согласны и 94% из опрошенных стоматологов, которые подчеркивают, что подобные меры при современном оснащении могут принести только пользу, ведь ребенок на протяжении всех 10 лет (при условии, что он не меняет школу) находится под присмотром если не одного, то двух-трех стоматологов, при этом его история ведется исправно, и в нее заносится вся динамика, которая отслеживается из года в год.
Стоматологический кабинет в школе – это еще и более легкий для ребенка вариант в психологическом плане. Не нужно приходить на прием в малознакомую поликлинику к неизвестному врачу, не нужно ждать своей очереди в одиночестве – на прием обычно вызывают по несколько человек. Все это приводит к тому, что ребенок чувствует себя более безопасно и в комфортных условиях. В любом случае, не забудьте поинтересоваться у своего дитятки, не хочет ли он, чтобы вы составили ему компанию. Отпускать ребенка к школьному стоматологу или нет – решение индивидуальное, но стоит помнить, что специалисты сходятся во мнении о положительном влиянии на здоровье таких мер.